Маслозаправщики
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие сведения. Маслозаправщиком (МЗ) можно выполнять следующие операции:
Заправка и дозаправка летательных аппаратов смазочными материалами осуществляется маслозаправщиками МЗ-150, МЗ-51М и МЗ-66, заправщиками спецжидкостей ЗСЖ-66 и А33М2, а также агрегатами механизированной заправки АМЗ-53М. Основные характеристики маслозаправщика МЗ-66 приведены в табл. 1.
Конструкция маслозаправщика М3-66. Маслозаправщик состоит из шасси (автомобиль ГАЗ-66), котла, системы эжекции, топливных баков автомобиля и нагревательной системы, кабины управления. Котел представляет собой емкость, образуемую наружной поверхностью и цилиндром , в котором размещается жаровая труба. Сверху на котле размещена заливная горловина. В жаровой трубе установлен двухтопочный змеевик, в котором во время нагрева постоянно обеспечивается циркуляция масла. Конусообразный отражатель газов способствует равномерному нагреву масла горячими газами. Через дымовую трубу газы выбрасываются в атмосферу благодаря эжекции выхлопных газов двигателя, направленных в дымовую трубу через насадок. Между наружной облицовкой и корпусом котла, а также между внутренней и наружной облицовками кабины управления спецоборудованием имеется теплоизоляционный слой из заливочного пенопласта, предназначенный для предохранения нагретого масла от быстрого остывания. Степень наполнения котла определяется. установленным реечным указателем с ценой деления на 0,05. м3 (50 л). Для слива масла из котла и фильтра самотеком в масляной системе имеются два сливных вентиля.Сзади котла находится кабина управления спецоборудованием , в которой размещены: арматура приемно-раздаточной системы масла, насос, приборы управления и контроля. В кабине спецоборудования установлены масломер для разового и суммарного отсчета выданного масла, предохранительный клапан, ограничивающий давление в нагнетательной магистрали в пределах 0,3-0,4 МПа (3-4 кгс/см2), масляный фильтр, ручной привод газа и щиток контрольно-измерительных приборов. Заливная горловина котла закрыта крыщкой с «дыхательными» отверстиями для обеспечения полного наполнения котла и отвода воздуха или паров масла.В корпусе заливной головины установлен сетчатый фильтр грубой очистки масла. Горловина закрывается крышкой через уплотняющую про кладку и удерживается в закрытом состоянии эксцентриковым зажимом, укрепленным на корпусе.Привод маслонасоса осуществляется от двигателя базового автомобиля через коробку передач, коробку отбора мощности и карданные валы. Редуктор датчика тахометра установлен на карданном валу и выполнен в виде промежуточной опоры. Маслонасос РЗ-30И имеет шестерни (роторы) насоса, заключенные в корпус и опираемые на подшипники . В верхней части корпуса находится полость предохранительно-перепускного клапана. Между корпусом и крышками устанавливаются бумажные уплотнительные прокладки, служащие также и для регулировки торцевых зазоров между роторами и вставками. Ведущий .вал уплотнен сальником. Ведущий ротор состоит из вала и двух шестерен с косыми зубьями, составляющих вместе как бы одну шестерню с шевронным зубом. Шестерни ведомого ротора установлены на валу свободно (одна на шпонке), что дает им возможность самоустанавливаться относительно ведущего ротора. Масляный фильтр служит для очистки от механических примесей заправляемого масла. В цилиндрическом корпусе установлена труба с набором чечевицеобразных фильтрующих элементов и отражателя. Фильтрующие элементы изготовлены из никелевой сетки с 8100-10000 отверстий на одном квадратном сантиметре площади. Набор фильтрующих элементов на трубе закреплен гайкой. Корпус фильтра закрыт крышкой. На крышке установлен краник для выпуска воздуха из фильтра. Масломер СД-40 служит для определения количества заправляемого масла или смеси. Состоит из гидравлической части, корпуса, редуктора и счетного механизма. Внутри корпуса укреплена измерительная камера, поверхность которой имеет форму шарового пояса. Верхняя и нижняя части камеры имеют форму усеченных конусов, повернутых вершинами к центру камеры. В углублениях этих конусов вращается опора. Через систему шестерен счетного механизма вращение передается на ось отсчитывающих стрелок. На большой шкале нанесены деления через 1 л (от 0 до 100 л), на малой - через 100 л (от 0 до 2000 л). Суммирующий механизм рассчитан на показания от 10 до 1 000 000 л. Нагревательная система состоит из топки, устройства для усиления тяги и топливной аппаратуры. Топка имеет цилиндрическую форму и располагается в центральной части котла. В топке размещается змеевик, по которому циркулирует масло при нагреве. Усиление тяги в топке котла производится за счет системы эжекции . Для этого выпускная труба двигателя соединена с дымовой трубой заправщика трубопроводом, на одном конце которого установлен насадок , а на другом коробка с заслонкой. Отработавшие газы двигателя из глушителя попадают в корпус коробки. В зависимости от положения заслонки газы могут выбрасываться в атмосферу либо поступать по трубопроводу в дымовую трубу. «Выпуск» или «Эжекция» устанавливается ручкой . Компрессором, установленным на двигателе автомобиля, воздух нагнетается в ресивер, повышение давления в котором ограничивается предохранительным клапаном и контролируется манометром . Предохранительный клапан отрегулирован на 0,55 МПа(5,5 кгс/см2). Через регулятор давления и кран воздух поступает в топливный бак. Давление воздуха после регулятора давления достигает 0,12-0,14 МПа (1,2-1,4 кгс/см2) и контролируется по манометру. Избыточное давление в топливном баке при открытых кранах керосина или бензина подает топливо в форсунку. Выключатель перекрывает подачу керосина при падении давления в масляной магистрали ниже 0,04 МПа (0,4 кгс/см2). Форсунка служит для образования горючей смеси и ее воспламенения. В цилиндре установлены: камера горючей смеси, запальная свеча, жиклер, иглодержатель с иглой, диффузор. Форсунка установлена на заднем днище котла по оси двухтопочного змеевика и жаровой трубы. При открытии крана «Бензин» заполняется нижняя полость цилиндра форсунки через гнездо запальной свечи. Объем бензина рассчитан для обеспечения разогрева камеры горючей смеси форсунки до температуры интенсивного образования паров керосина. После заполнения нижней полости форсунки включается запальная свеча и переводит питание форсунки на керосин. Образовавшиеся в нагретой камере горючей смеси пары керосина выбрасываются через жиклер в диффузор , где с воздухом образуют рабочую смесь, которая поджигается пламенем недогоревшего бензина. Горючие газы нагревают змеевик и циркулирующее в нем масло. |