Маслозаправщики

   

Общие сведения.

Маслозаправщиком (МЗ) можно выполнять следующие операции:

  1. заполнять свой котел маслом из посторонних наземных и под­земных емкостей, расположенных на глубине до 4,5 м;
  2. нагревать масло в котле емкостью 0,3-0,8 мЗ (300-800 л до температуры 100гр.по Цел;
  3. заправлять самолеты фильтрованным маслом с замером коли­чества выданного масла;
  4. сохранять длительное время температуру нагретого в котле масла при отрицательных температурах воздуха;
  5. транспортировать масло;
  6. перекачивать масло из одной емкости в другую, минуя свой котел;
  7. откачивать масло из раздаточного рукава после заправки.

Заправка и дозаправка летательных аппаратов смазочными материалами осуществляется маслозаправщиками МЗ-150, МЗ-51М и МЗ-66, заправщиками спецжидкостей ЗСЖ-66 и А33М2, а также агрегатами механизированной заправки АМЗ-53М.

Основные характеристики маслозаправщика МЗ-66  приведены в табл. 1.

Базовое шасси

Газ-66

Емкость котла,м3(л):

  • полная с заполненным змеевиком
  • эксплуатационная

 

  • 0,955(955)
  • 0,8(800)

Емкость змеевика,л

0,065(65)

Габарит машины,мм

  • Длина
  • Ширина
  • высота

 

  • 5620
  • 2320
  • 2420

Масса заправщика, кг:

  • без масла в котле
  • с маслом в котле

 

  • 4880
  • 5800

Масса спецоборудования, кг

1860

Производительность раз­даточной системы при темпе­ратуре масла 85  С и частоте вращения вала 83,7 рад/с(800 об/мин), м3 (л):

  • через один рукав
  • через два рукава

 

 

  • 0,14(140)
  • 0,17(170)

Насос:тип

  • модель
  • производительность ,м3/ч

Ротационно-зубчатый

  • РЗ-30И
  • 18

Количество форсунок

1

Емкость топливного бака нагревательной системы, м3 (л):

  • керосинного отсека
  • бензинового

 

  • 0,025(25)
  • 0,005(5)

Рабочее давление в топлив­ном баке нагревательной си­стемы, МПа (кгс/см2)

0,1-0,14(1-1,4)

Время розжига форсунок, мин

3

Время нагрева масла от + 10 до 1000 С, мин

25

Скорость охлаждения мас­ла в котле при температуре окружающей среды -14 С, град/ч

2,0

Давление срабатывания предохранитель но- перепуск­ного клапана, МПа (кгс/см2)

0,3-0,4 (3-4)

Рукава, шт:

всасывающий диаметром 65 мм, длиной 6 м

раздаточный диаметром 25 мм, длиной 10 м

 

1

1

Раздаточные краны:

  • модель
  • количество

 

  • РП-34М
  • 2

Счетчики

ДМ-40

Конструкция маслозаправщика М3-66.

Маслозаправщик  состоит из шасси (автомобиль ГАЗ-66), котла, системы эжекции, топливных баков автомобиля и нагревательной системы, кабины управления.

Котел представляет собой емкость, образуемую наружной поверхностью  и цилиндром , в котором размещается жаровая труба. Сверху на котле размещена заливная горловина. В жаровой трубе установлен двухтопочный змеевик, в котором во время нагрева постоянно обеспечивается циркуляция масла. Конусообразный отражатель газов способствует равномерному нагреву масла горячими газами. Через дымовую трубу газы выбрасываются в атмосферу благодаря эжекции выхлопных газов двигателя, направленных в дымовую трубу через насадок.

Между наружной облицовкой и корпусом котла, а также между внутренней и наружной облицовками кабины управления спец­оборудованием имеется теплоизоляционный слой из заливочного пенопласта, предназначенный для предохранения нагретого масла от быстрого остывания. Степень наполнения котла определяется. установленным реечным указателем с ценой деления на 0,05. м3 (50 л). Для слива масла из котла и фильтра самотеком в масляной системе имеются два сливных вентиля.Сзади котла находится кабина управления спецоборудованием , в которой размещены: арматура приемно-раздаточной системы масла, насос, приборы управления и контроля. В кабине спецоборудования установлены масломер для разового и суммар­ного отсчета выданного масла, предохранительный клапан, огра­ничивающий давление в нагнетательной магистрали в пределах 0,3-0,4 МПа (3-4 кгс/см2), масляный фильтр, ручной привод газа и щиток контрольно-измерительных приборов. Заливная горловина котла закрыта крыщкой с «дыхательными» отверстиями для обеспечения полного наполнения котла и от­вода воздуха или паров масла.В корпусе заливной головины  уста­новлен сетчатый фильтр грубой очистки масла. Горловина закрывается крышкой через уплотня­ющую про кладку и удер­живается в закрытом со­стоянии эксцентриковым зажимом, укрепленным на корпусе.Привод маслонасоса осуществляется от дви­гателя базового автомо­биля через коробку пе­редач, коробку отбора мощности и карданные валы. Редуктор датчика тахометра установлен на карданном валу и выполнен в виде про­межуточной опоры.

Маслонасос РЗ-30И имеет шестерни (роторы) насоса, заключенные в корпус и опираемые на подшип­ники . В верхней части корпуса находится полость предохрани­тельно-перепускного клапана. Между корпусом и крышками уста­навливаются бумажные уплотнительные проклад­ки, служащие также и для регулировки торцевых за­зоров между роторами и вставками. Ведущий .вал уплотнен сальником. Веду­щий ротор состоит из вала и двух шестерен с косыми зубьями, составляющих вместе как бы одну ше­стерню с шевронным зубом. Шестерни ведомого ротора установлены на валу сво­бодно (одна на шпонке), что дает им возможность само­устанавливаться относи­тельно ведущего ротора. Масляный фильтр  служит для очистки от механических примесей заправляемого масла. В ци­линдрическом корпусе установлена труба с набором чечевице­образных фильтрующих элементов и отражателя. Фильтрующие элементы изготовлены из никелевой сетки с 8100-10000 отвер­стий на одном квадратном сантиметре площади.

Набор фильтрующих элементов на трубе закреплен гайкой. Корпус фильтра закрыт крышкой. На крышке установлен краник для выпуска воздуха из фильтра.

Масломер СД-40 служит для определения количества заправляемого масла или смеси. Состоит из гидравлической части, корпуса, редуктора и счетного механизма. Внутри корпуса укре­плена измерительная камера, поверхность которой имеет форму шарового пояса. Верхняя и нижняя части камеры имеют форму усеченных конусов, повернутых вершинами к центру камеры. В углублениях этих конусов вращается опора. Через систему шестерен счетного механизма вращение передается на ось отсчитывающих стрелок.

На большой шкале нанесены деления через 1 л (от 0 до 100 л), на малой - через 100 л (от 0 до 2000 л). Суммирующий механизм рассчитан на показания от 10 до 1 000 000 л.

Нагревательная система состоит из топки, устройства для усиления тяги и топливной аппаратуры. Топка имеет цилиндрическую форму и располагается в центральной части котла. В топке размещается змеевик, по которому циркулирует масло при нагреве. Усиление тяги в топке котла производится за счет системы эжекции . Для этого выпускная труба двигателя соединена с дымовой трубой заправщика трубопроводом, на одном конце которого установлен насадок , а на другом коробка  с заслонкой. Отработавшие газы двигателя из глушителя попадают в корпус коробки. В зависимости от положения заслонки газы могут выбрасываться в атмосферу либо поступать по трубопроводу в дымовую трубу. «Выпуск» или «Эжекция» устанавливается ручкой . Компрессором, установленным на двигателе автомобиля, воздух нагнетается в ресивер, повышение давления в котором ограничивается предохранительным клапаном и контролируется манометром . Предохранительный клапан отрегулирован на 0,55 МПа(5,5 кгс/см2). Через регулятор давления  и кран воздух поступает в топливный бак. Давление воздуха после регулятора давления достигает 0,12-0,14 МПа (1,2-1,4 кгс/см2) и контролируется по  манометру. Избыточное давление в топливном баке при открытых кранах керосина или бензина подает топливо в форсунку. Выключатель перекрывает подачу керосина при падении давления в масляной магистрали ниже 0,04 МПа (0,4 кгс/см2).

Форсунка служит для образования горючей смеси и ее воспламенения. В цилиндре установлены: камера горючей смеси, запальная свеча, жиклер, иглодержатель с иглой, диффузор. Форсунка установлена на заднем днище котла по оси двухтопочного змеевика и жаровой трубы.

При открытии крана «Бензин» заполняется нижняя полость цилиндра форсунки через гнездо запальной свечи. Объем бензина рассчитан для обеспечения разогрева камеры горючей смеси фор­сунки до температуры интенсивного образования паров керосина. После заполнения нижней полости форсунки включается запальная свеча и переводит питание форсунки на керосин. Образовавшиеся в нагретой камере горючей смеси пары керосина выбрасываются через жиклер  в диффузор , где с воздухом образуют рабочую смесь, которая поджигается пламенем недогоревшего бензина. Горючие газы нагревают змеевик и циркулирующее в нем масло.­