Авиационные топливозаправщики (Т3, АТЗ)

АТЗ-22-Ивеко 002 АТЗ 22 014 АТЗ-10-4320В 016                                                              

  

                              

АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК  (АТЗ-22-44202)

 

Технические характеристики

 

 

Автотопливозаправщик (далее – АТЗ) предназначен:

- для транспортирования авиационных топлив и заправки воздушных судов (далее – ВС) кондиционным авиационным топливом Т-1, ТС-1, РТ по ГОСТ 10227 в чистом виде и с дозированным введением противоводокристаллизационной жидкости (далее - ПВКЖ) типа «И-М» (ОСТ 54-3-175.73-99) и типа «И-М»(ГОСТ 8313), а также Джет А-1 (Jet A-1) по ГОСТ 52050, подготовленным к заполнению цистерны АТЗ-22 в соответствии с Руководством по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества ГСМ и спецжидкостей в предприятиях  воздушного  транспорта  РФ (утв. 17.10.92№ ДВ-126).

- для транспортирования топлива по дорогам, допускающим движение автотранспортных средств с нагрузкой на сдвоенные оси до 20 тонн при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50 ºС.

Климатическое исполнение АТЗ – У по ГОСТ 15150

 

 

Наименование параметров и характеристик

Норма

Тип базового тягача

УРАЛ-44202-0000312-40ж

Тип полуприцепа-цистерны

96422 (ППЦ-22)

Перекачивающий агрегат топливной системы

насос центробежный ЦН-180/110

Вместимость цистерны, м3 (л), не более:

эксплуатационная

полная

 

22 (22000)

22,6 (22600)

Расход топлива, м3/ч (л/мин),

- через раздаточный рукав при открытой заправке (рекомендуемый)

- через раздаточный рукав при закрытой заправке (противодавление за наконечником до 0,2 МПа), максимальный

- через два раздаточных рукава при закрытой заправке (противодавление за наконечником до 0,2 МПа), максимальный

 

 

24 (400)

 

 

60 (1000)

 

 

108 (1800)

Масса снаряженного АТЗ, кг, не более

20590

Полная масса АТЗ (с нагрузкой 22 м3 топлива плотностью 0,8 г/см3)

38190

Распределение полной массы АТЗ, кг, не более:

-       на переднюю ось тягача

-       на заднюю тележку тягача

-       на заднюю тележку полуприцепа

 

5300

13250

19640

Фильтр-водоотделитель

ФВГк-120/У.500/04

- тонкость фильтрации номинальная, мкм

5 (3 – по требованию заказчика)

- содержание свободной воды в топливе после фильтра при обводненности топлива до него не более 0,05%, масс.%, не более

0,0015

Количество рукавов, шт.:

 

- раздаточных HD50C-LT длиной 20 м с топливным наконечником 64348-СDEF49N+WL2229/25 (2½"BSPP) (с регулятором давления)

2

- напорно-всасывающих Ду75 длиной 4,5 м

1

Предельное значение давления заправки, кгс/см2

3,5

Счетчик-дозатор для мгновенного, разового и суммарного учета выдаваемого при заправке топлива и дозированного ввода ПВК жидкости

МКА 2290 А2 RDP1M2-X1 MEZ-LV-1R+DFA

- дозировка ПВК жидкости, %

0; 0,1

Пределы основной допускаемой относительной погрешности измерений счетчиков жидкости, %

±0,25

Силовая установка насосной станции

Гидромотор с приводом от гидронасоса с отбором мощности от тягача

Давление срабатывания, МПа:

 

- дыхательного устройства:

рабочее избыточное,

рабочее вакуумметрическое

- аварийного устройства вентиляции

 

0,005…0,0063

0,0015…0,0025

0,036

Пропускная способность наполнительного устройства нижнего налива цистерны, м3/ч (л/мин), не более

72 (1200)

Диаметр условного прохода инспекционного люка-лаза, мм, не менее

600

Вместимость масляного бака гидропривода, л

300

Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пробега, л

69

Показатели надежности АТЗ:

 

- средняя наработка на отказ, ч, не менее

- назначенный срок службы, лет

500

15

- срок службы до первого капитального ремонта при ресурсе работы насосной станции 2700 ч и суммарном количестве перекачиваемого топлива 480000 м3, лет, не менее

7

- средний пробег до первого капитального ремонта, км, не менее

100000

Наибольшая скорость движения АТЗ, км/ч

60

Габаритные размеры, мм, не более

 

длина

ширина

высота

15000

2500

3300

 

Работа автотопливозаправщика заключается в выполнении следующих операций:

-      - наполнение цистерны авиатопливом посторонним насосом нижним наливом;

-      - транспортирование авиатоплива к местам заправки ВС;

-      - перемешивание авиатоплива в цистерне;

-      - заправка ВС закрытым или открытым способами фильтрованным авиатопливом с одновременным измерением выданного объема авиатоплива;

-      - опорожнение цистерны собственным насосом или самотеком;

-      - слив авиатоплива из отстойных зон цистерны, насосов, трубопроводов, контрольно-расходного резервуара ПВКЖ и средств очистки авиатоплива и ПВКЖ;

-      - дозированное введение ПВК-жидкости в авиатопливо после фильтра-водоотделителя.

Автотопливозаправщик аэродромный АТЗ-10-4320

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ

                                                                                                                                                                             

 

Назначение

Автотопливозаправщик предназначен для транспортирования по всем типам дорог, кратковременного хранения и механизированной заправки воздушных судов авиатопливом плотностью не более 830 кг/м3, с одновременным учетом объема выданного топлива; с возможностью буксирования прицепа.

Выполняемые функции

-     транспортировка авиатоплива;

-     заправка техники из своей цистерны авиатопливом, очищенным от загрязнений открытым способом через раздаточный пистолет или закрытым способом через наконечник нижней (закрытой) заправки с одновременным измерением выдаваемого объема и дозированным вводом в струю жидкости противокристаллизационной жидкости;

-     опорожнение цистерны собственным насосом;

-     перекачка продукта, минуя собственную цистерну;

-     наполнение и опорожнение цистерны посторонним насосом;

-     слив цистерны самотеком;

-     слив продукта из отстойных зон цистерны и средств очистки продукта от загрязнений.

Шасси автомобиля

УРАЛ-4320 с колесной формулой 6х6:

-     соответствует требованиям к перевозке опасных грузов (3 класса) и требованиям экологического стандарта Евро-3;

-     наличие предпускового подогревателя двигателя, автономного отопителя кабины водителя (тип – воздушный, производительность при максимальной подаче воздуха 70 м3/ч).

Насос

СЦЛ 20-24 (тип – самовсасывающий, центробежный, лопастной)

-     номинальная производительность – не менее 45 м3/ч;

-     вакуумметрическая высота всасывания – не менее 5,5 м;

-     привод насоса от коробки отбора мощности через карданный вал.

Рукава раздаточные

-     раздаточный рукав Elaflex Ду50 – 1 шт. не менее 20 м с наконечником закрытой заправки Carter 64348 CDEF99K;

-     раздаточный рукав Elaflex Ду38 – 1 шт. не менее 20 м с пистолетом РП-40Г для открытой заправки;

-     рукава расположены на барабанах, намотка осуществляется гидроприводом.

Фильтр-водоотделитель

-     ФВГК-56 (материал корпуса – нержавеющая сталь);

-     номинальная тонкость фильтрации топлива не более 5 мкм.

Счетчик-дозатор

MKA-800 (Alfons HAAR) с системой дозирования ПВКЖ. объем емкости для ПВКЖ 40 л.

Цистерна

-     номинальная вместимость – 10 м3;

-     материал цистерны – нержавеющая сталь 12Х18Н10Т;

-     корпус цистерны выполнен в виде горизонтального резервуара с внутренними ребрами жесткости (волнорезами) плосковыгнутой формы, которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов;

-     донный клапан – производство Sening;

-     электронный сигнализатор предельного наполнения цистерны;

-     все металлические части системы, находящиеся в контакте с ПВКЖ, выполнены из нержавеющей стали.

Система дистанционного управления специальным оборудованием

-     контроль всего процесса заправки путем оказания воздействия на клапан регулирования потока топлива;

-     обеспечивает возможность оператору подтверждать каждые 3-4 минуты свою дееспособность нажатием ручного выключателя (при неполучении такого подтверждения прекращать процесс заправки).

Система блокировки движения шасси

 Осуществляет блокировку шасси при:

-     не отсоединенном рукаве нижнего налива цистерны;

-     не выключенной коробке отбора мощности;

-     не закрытых дверцах насосно-фильтрационного узла;

-     предусмотрена возможность аварийного отключения блокировки шасси.

 

 

 

 

Требования к АТЗ

-     Соответствует требованиям к перевозке опасных грузов (3 класса);

-     Наличие документов, необходимых для постановки автотехники на балансовый учет и учет в органах ДОБДД МВД РФ;

-     Наличие удостоверения о военной приемке (оригинал);

-     Окраска цистерны эмалями PPG в соответствии с картой окраски, согласованной с Заказчиком;

-     Верхние люки цистерны, сливные точки, двери отсека управления и ящика для укладки одиночного комплекта ЗИП имеют устройства для запирания и пломбирования.

Оборудование

-     заднее защитное устройство – противоподкатный брус и бампер в соответствии с ГОСТ Р 41.58-2001, Правила ЕЭКООН М58;

-     огнетушители порошковые типа ОП-5 – 2 шт.;

-     огнетушители углекислотные – 4 шт. (2 штатных и 2 запасных);

-     кошма 1м х 1м;

-     емкость для песка (25 кг);

-     ящик для спецодежды;

-     ящик для одиночного ЗИП, инструментов;

-     противооткатные упоры (металлические) – 2 шт.;

-     знак аварийной остановки;

-     мигающий (проблесковый) фонарь оранжевого цвета;

-     установлена световозвращающая микропризматическая лента, соответствующая требованиям правил 104 ЕЭК ООН, ГОСТ Р 41.104-2002 (изготовлена из полиэстера единым слоем; толщина ленты с клеевым слоем не более 0,18 мм);

-     установлена лестница с поручнем и площадкой самообслуживания, имеющие противоскользящее покрытие;

-     фирменная табличка по ГОСТ 12971-87;

-     знак «Огнеопасно» по ГОСТ Р 52290-2004;

-     знак «Опасность» по ГОСТ 10807-78;

-     знак аварийной остановки;

-     цепь заземления, постоянно контактирующая с землей;

-     2 барабана заземления с тросом (один барабан имеет на конце троса зажим для выравнивания потенциала между ТЗА и летательным аппаратом, другой – со штырем на конце служит для заземления ТЗА на месте стоянки);

-     демпферные устройства трубопроводных коммуникаций спецоборудования – из металлорукавов, испытанных воздухом под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2);

-     пеналы для укладки рукавов и крылья над колесами средней и задней оси изготовлены из металла.

-     наличие электрического фонаря во взрывоопасном исполнении в кабине управления узла выдачи топлива.

Комплектация ЗИП

Комплект ЗИП включает: наконечник закрытой заправки 2561А, домкрат, ключ баллонный, бородок слесарный 6,3 мм; ключ накидной коленчатый (8х10; 12х13; 13х14); ключ рожковый (7х8; 8х10; 10х12; 12х13; 13х14; 14х17; 17х19; 19х22; 24х27); ключ шестигранный 10,0;12,0; отвертка шлицевая 205х0,6; отвертка крестовая №2 190 мм; плоскогубцы комбинированные 160 мм; сумка инструментальная.

 

Соответствие требованиям следующих ГОСТ:

 

Р 52906-2008  "Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования";

Р 50913-96       "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования";

2.114-95            Единая система конструкторской документации. Технические условия;

Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения»

12.1.004-91      "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования";

12.1.010-76      Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования;

12.2.007.0-75   Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности;

12.4.124-83      Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования;

 

 

12.2.063-81      Система стандартов безопасности труда. Арматура промышленная трубопроводная. Общие требования безопасности;

12.2.049-80      Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования;

12.2.033-78      Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования;

Р 41.58-2001    Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты;

Р 8.569-98        "Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки".

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

автотопливозаправщика аэродромного АТЗ-10-4320

 

АТЗ предназначен для транспортирования авиационных топлив и заправки воздушных судов кондиционным авиационным топливом Т-1, ТС-1, РТ по ГОСТ 10227 в чистом виде с дозированным введением ПВКЖ типа «И-М» (ОСТ 54-3-175-73-99) и типа «И» (ГОСТ 8313), а также Джет А-1 (Jet A-1) по ГОСТ Р 52050, подготовленным к заполнению цистерны АТЗ в соответствии с Руководством по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества ГСМ и спецжидкостей в предприятиях воздушного транспорта РФ.

АТЗ должен быть приспособлен для эксплуатации во внеклассных, I, II, III классных аэропортах гражданской авиации, с возможностью буксирования прицепа.

 

Наименование параметра (характеристики)

Значение параметра (характеристики)

1 Тип базового шасси

Урал 4320-1962-40Ж

2 Перекачивающий агрегат топливной системы

самовсасывающий насос СЦЛ-20-24Г

3 Номинальная вместимость цистерны, м3 (л),

10 (10 000)

4 Материал цистерны

сталь 12Х18Н9Т

5 Несливаемый остаток топлива в цистерне, л (полный слив через дренажное устройство)

0

6 Подача насоса при частоте вращения 1700 об/мин, м3/ч (л/мин), не более

45 (750)

7 Максимальная подача насосной установки при закрытой заправке (противодавление за наконечником до 0,2 МПа), м3/ч (л/мин)

30 (500)

8 Максимальная подача насосной установки при открытой заправке (рекомендуемая), м3/ч (л/мин),

20 (330)

9 Масса снаряженного АТЗ, кг, не более

12 625

10 Полная масса АТЗ (при плотности топлива 0,8 г/см3), кг, не более

20 625

11 Распределение полной массы, кг, не более

         на переднюю ось

         на заднюю тележку

 

5 300

15 325

12 Фильтр-водоотделитель

- тонкость фильтрации, номинальная, мкм

- содержание свободной воды в топливе после фильтра при обводненности топлива до него не более 0,05 %, масс.%, не более

 

5

 

 

0,003

13 Рукава раздаточные, количество шт., длина м, диаметр мм:

- с наконечником нижней заправки

- с раздаточным краном РП-40Г

 

 

1 х 15 х 50

1 х 15 х 38

14 Рукава напорно-всасывающие, количество шт., длина м, диаметр мм

2 х 4,5 х 75

15 Предельно-допустимое давление на наконечнике нижней заправки, кгс/см2

3,5

16 Счетчик-дозатор для мгновенного, разового и суммарного учета выдаваемого при заправке топлива и дозированного ввода ПВК жидкости

- дозация ПВКЖ, %

- объем емкости для ПВКЖ, л

МКА-800

 

 

 

0; 0,1

40

17 Основная погрешность счетчика жидкости, %

±0,25

18 Диаметр условного прохода инспекционного люка-лаза, мм, не менее

600

19 Диаметр условного прохода присоединительных устройств по ГОСТ 20772, мм

75

20 Устройство дистанционного управления заправкой «Дедман»

Обеспечивается проверка функций управления через равные интервалы времени и постоянный контроль работоспособности оператора

21 Система блокировки движения («Интерлок»)

Активируется при: открытых дверцах технологического отсека; при соединенном шланге наполнения пункта налива с приемным штуцером трубопровода нижнего налива цистерны; работающем насосе; не смотанных тросах заземления и выравнивания потенциалов

22 Устройство дозированного введения ПВКЖ

Обеспечивается равномерное распределение ПВКЖ в потоке авиатоплива с заданной точностью дозирования

25 Габаритные размеры: длина, ширина, высота, мм, не более

10 000 х 2 500 х 3 060

26 Наибольшая скорость движения АТЗ полной массы, км/ч

50

 

Работа АТЗ заключается в выполнении следующих операций:

-            транспортирование топлива к местам заправки ВС;

-            заправка ВС закрытым или открытым способами фильтрованным топливом с одновременным измерением выданного объема топлива;

-            опорожнение цистерны своим насосом;

-            фильтрацию и дозированное введение ПВКЖ в авиатопливо после фильтров-водоотделителей;

-            контроль расхода ПВКЖ;

-            заполнение цистерны посторонним насосом закрытым способом;

-            опорожнение цистерны самотеком;

-            слив топлива из отстойных зон цистерны и средств очистки топлива от загрязнений;

-            слив ПВКЖ из расходно-контрольных резервуаров;

-            перемешивание топлива в цистерне.

 

АТЗ укомплектован индивидуальным ЗИП для спецоборудования и шасси.

Применяемые шасси отечественных производителей Урал-4320, Урал-Ивеко. Данные топливозаправщики прекрасно себя зарекомендовали в эксплуатации. 

Общие сведения.

Топливозаправщиком можно выполнять следующие операции:     

     наполнять цистерну топливом из постороннего резервуара собственным насосом;

     заправлять летательные аппараты фильтрованным топливом из собственной цистерны;

     заправлять воздушные суда фильтрованным топливом из постороннего резервуара;

     перемешивать топливо в собственной цистерне;

     перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя собственную цистерну;

     откачивать топливо из раздаточных шлангов после заправки воздушных судов;

     перевозить топливо.

     По емкости цистерны топливозаправщики различают малой(до 5 м3), средней (до 12 м3), большой (до 25 м3) и особо большой (свыше 25 м3) емкости.

Топливозаправщики малой и средней емкости. К топливозаправщикам малой емкости относятся ТЗ-150, АТЗ-3-157, АТЗ-3, 4-131, А ТЗ-3, 8-130, ТЗ-5. Они смонтированы на автомобилях ЗИЛ-150 (164), ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130 и Урал-375, имеют небольшие производительности раздаточных систем, используются в основном для заправки самолетов и вертолетов с емкостью топливных систем до 5000 л и приемистостью от 250 до 600 л/мин.

 К топливозаправщикам средней емкости относятся: ТЗ-200, ТЗ-500, ТЗ-7,5-500А и ТЗ-8-255Б, которые смон­тированы на шасси автомоби­лей соответственно МАЗ-200, МАЗ-500, МАЗ-500А и КрАЗ-255Б.

К топливозаправщикам большой емкости относятся ТЗ с емкостью цистерны свыше 15 тыс. л. Топливо­заправщики большой емкости монтируются на полуприце­пах в виде автопоезда, со­стоящего из седельного тя­гaчa и полуприцепа-цистер­ны.

Конструкция топливоза­правщика Т3-22.

Топливозаправщик состоит из тягача, шасси (полуприцепа), цистерны, насосной станции, пожарных средств и электрооборудования. Цистерна притягивается к опорам шестью стальными поясами и служит резервуаром для топлива. На задней части рамы прицепа смонтирована кабина, которая одним из поясов соеди­няется с цистерной. Заднее днище цистерны служит передней стенкой кабины. На задней и боковых стенках кабины имеются одностворчатые двери, открывающиеся вверх. Двери служат для доступа к механизмам управления топливозаправщика. В верхней части кабины есть люк, который при работе открывается для вентиляции. При работе в ночное время кабина освещается све­тильниками С-2В и «Плафон-В». Вдоль цистерны с правой и левой стороны к опорам крепятся шланговые ящики. В средней части топливозаправщика на лонжеронах шасси смонтирован инстру­ментальный ящик.

Топливозаправщик в варианте может быть использован с под­катной тележкой (как прицеп); при этом его можно буксировать любым тягачом соответствующей мощности без седельного устрой­ства, но при условии обеспечения действия пневматических тор­мозов и питания наружной автомобильной сигнализации.

В качестве шасси топли­возаправщика используется оборудованный полуприцеп ЧМЗАП-5524, состоящий из рамы, задней тележки, уста­новки опорного устройства и оборудованный тормозной системой. К полуприцепу комплектно придается под­катная тележка.

На полуприцепах ЧМЗАП-5524 (55244) и ЧМЗАП-5524 (5524АП) уста­новлены опорные устройства гидравлического типа  для удержа­ния полуприцепа в горизон­тальном положении и для удобства сцепки и расцепки его с седельным тягачом. Два складывающихся вы­движных устройства  управ­ляются ручным гидронасо­сом  с помощью смеси масел веретенного 40% и трансформаторного 60%. Емкость гидросистемы опорного устройства 12,5 л. Давление в гидросистеме (максимальное) 15 МПа (150 кгс/см2).

Цистерна  представляет собой сварной резервуар, изготовленный из листовой углеродистой стали толщиной 4 мм. Корпус цистерны овального сечения с уступом в передней части. Внутри цистерны приварены поперечные волнорезы, предо­храняющие днище от гидравлических ударов при движении топливозаправщика. Волнорезы имеют отверстия для доступа людей внутрь цистерны во время ремонта или осмотра. В нижней части волнорезов имеются окна для прохода топлива, а в верхней части - окна для прохода воздуха. Вса­сывающая труба служит для забора топлива из от­стойника цистерны; трубысовместно с авто­матом наполнения обра­зуют напорную маги­страль; торцы нижней трубы заглушены, а сама труба по всей длине имеет ряд отверстий, через ко­торые производится за­полнение цистерны и пе­ремешивание топлива. Цистерна имеет в верхней части люк-лаз диаметром 400 мм  и люк для дыхательного клапана. Люк-лаз герметически закрывается крыш­кой, которая оборудована заливной горловиной,. имеющей свою крышку с быстросъемным креплением.

В днище цистерны вварены штуцеры, к которым подклю­чаются трубки сборников фильтров тонкой очистки и указателя уровня. Внутренняя поверхность цистерны металлизирована цинком. Управление: топливозаправщиком централизованное, расположено в кабине управления , которая при­мыкает к заднему днищу цистерны. В кабине управления размещены: автономная силовая установка мощностью 51,9 кВт (70 л. с.) для привода насоса, центробежный насос ЦСП-57, два фильтра тонкой очистки, два счетчика-литромера, самовсасывающее устройство, всасывающие и нагнетательные трубопроводы, контрольно-измерительные приборы, распределительные задвижки, два барабана с раздаточными рукавами , демпферные устройства .Силовая установка укреплена в середине кабины управления, состоит из двигателя  ГА3-51А в сборе с коробкой передач и сцеплением. Двигатель установлен на подмоторной раме и закрыт капотом со съемными боковыми щитками и верхней крышкой.

Переключение коробки передач производится из нейтрального положения на четвертую (прямую) передачу. При включении сце­пления рычаг должен иметь свободный ход 35-45 мм. Отсутствие свободного хода рычага выводит из строя подшипник сцепления и может привести к поломке диска сцепления.       Свободный ход рычага регулируется гайкой на тяге рычага сцепления.

В насосную установку входят: двигатель ГА3-51А,центробежный насос ЦСП-57, самовсасывающее устройство, трубо­проводы с запорной арматурой, перепускной клапан, два фильтра тонкой очистки, два счетчика-литромера, два демпферных устрой­ства, два раздаточных шланга с пистолетами (или наконечниками). Насос ЦСП-57  - горизонтальный, центробежный с двумя рабочими колесами предназначен для перекачки топлива при температуре от -40 до +50 С.

Счетчик-литромер предназначен для измерения объемных коли­честв топлива. В настоящее время в гидравлической системе топливозаправщика Т3-22 применяются счетчики ЛЖШ-I000, ЛЖШ-I000М, ЛЖ-I00-8 в шестеренчатых счетчиках жидкости ЛЖШ-I000, ЛЖШ-I000М измерения объемного количества жидко­сти обеспечивается за счет периодического отсекания определен- ных ее объемов, заключенных в полостях между цилиндрической поверхностью измерительной камеры и овальными поверхностями шестерен. 3а один полный оборот шестерен отсекается четыре таких объема, величина которых в сумме составляет 2,75 л. Эта величина является измерительной емкостью счетчика

Счетчик жидкости лопастной ЛЖ -100-8 является измеритель­ным прибором класса 0,5 и предназначен для измерения количе­ства неагрессивных нефтепродуктов вязкостью от 0,7 до 60 сСт.

Измерение объемного количества жидкости происходит за счет периодического отсекания определенных ее объемов, заключен­ных в полостях между двумя лопастями, поверхностями крышек и барабана. 3а один полный оборот барабана отсекается четыре таких объема. Суммарная величина этих объемов составляет объем измерительной камеры, равной 7,5 л.

На топливозаправщике Т3-22 устанавливается фильтр тонкой очистки с фильтрационными чехлами ТФЧ-16С, обеспечивающими удержание механических примесей размером 15 и более микрон, либо фильтропакет 8Д2.966.063-2 (ТФБ), который представляет собой набор из 12 бумажных фильтрующих элементов 8Д2.966.055, обеспечивающих удержание механических примесей размером 5 мкм и более.

       Ресурс фильтров тонкой очистки определяется максимально допустимым перепадом давления и в зависимости от чистоты то­плива может значительно колебаться, но должен быть: не менее 350 000 л для чехлов ТФЧ-150-200К; 450000 для чехлов ТФЧ-16К и фильтропакета 8Д2.966.063.

Демпферное устройство служит для сглаживания пульсации топлива во время работы насоса и смягчения гидравли­ческого удара в момент прекращения раздачи топлива. В корпусе демпферного устройства находится резиновый рукав из бензо­стойкой резины; концы которой зажаты между фланцами корпуса и трубопроводами. В пространство между корпусом подводится воздух давлением 2 кгс/см2 от тормозной системы полуприцепов. Контроль давления воздуха производится по манометру на щите приборов.

Начиная с 1973 г. на топливозаправщике ТЭ-22 устанавливается демпферное устройство мембранного типа. В корпусе демпферного устройства имеются две мембраны из маслобензо стойкой резины, пространство между которыми заполняется воздухом давлением 0,45 МПа (4,5 кгс/см2). Давление контроли­руется по манометру. Воздушная камера обеспечивает демпфиро­вание в двух раздаточных линиях.

При разрыве мембраны раздача топлива категорически запре­щается.

Самовсасывающее устройство с двигателем ГA3-51A в насосной установке выполняет операцию самовсасывания в начальный момент работы насоса ЦСП-57. Дей­ствие само всасывающего устройства основано на использовании разрежения, создаваемого в проточной части сопла работающего двигателя. Момент полного заполнения горючим всасывающей магистрали насоса легко фиксируется по дрожанию стрелки мано­вакуумметра, установленного на всасывающей стороне насоса.

Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е топливозаправщика Т3-22 состоит из системы освещения основных узлов агрегатов, rабаритных светильников, щита освещения и источника питания. Источником питания электрооборудования топливозаправщика служат две аккумуляторные батареи  типа 6-СТЭ-54 напряжением 12 В, емкостью 54 А. ч, соединенные параллельно.

Кабина управления освещается тремя плафонами с лампами СМ-12, щит приборов и счетчики светильниками С-2В во взрывобезопасном исполнении с лампами СМ-12. Сигнализация состоит из четырех габаритных светильни­ков, двух задних автомобильных фонарей типа ФП-13 и двух указателей поворота.

Топливозаправщик Т3-22 снабжен пожарным обору­дованием и пожарными устройствами: двумя ручными угле­кислотными огнетушителями типа ОУ-2, заземляющим устрой­ством с клином и тросом для отвода статического электричества, цепью для постоянного заземления топливозаправщика, искро­гасителем на выхлопной трубе глушителя двигателя ГA3-51А.

Стационарная установка для тушения пожара состоит из ста­ционарных углекислотных огнетушителей ОСУ-5П и выпускных перфорированных трубопроводов, укрепленных на потолке кабины управления, и проходящего внутри капота двигателя ГA3-51А.

Вся система огнетушения окрашена в красный цвет и приводится в действие кольцом, расположенным в гнезде снаружи кабины управления.