Роторные снегоочистители

  

Роторные снегоочистители (общие сведения).

Роторные снегоочистители снабжены активным рабочим органом, монтируемым на самоходном шасси, и предназначены для очистки аэродромов и автомобильных дорог от снежных заносов и лавинных завалов, а также для удаления снежных валов, образованных другими снегоуборочными машинами. В аэропортах гражданской авиации наиболее широкое распространение получили шнеко-роторные снегоочистители.

Рабочий орган шнеко-роторного снегоочистителя состоит из шнекового питателя (с одним, двумя или тремя шнеками) и лопастного ротора, смонтированных в общем корпусе.

Принцип работы шнеко-роторного снегоочистителя заключается в том, что при поступательном движении машины вращающиеся шнеки рабочего органа отделяют от снежного массива куски снега и транспортируют их к середине органа, где находится приемное отверстие ротора. Снег попадает в полость ротора, захватывается вращающимися лопастями ротора, которые выбрасывают его через направляющий патрубок кожуха ротора. С целью изменения угла бросания и направления струи снега вправо или влево по ходу машины кожух ротора выполнен поворотным.

Конструкция шнеко-роторного снегоочистителя ДЭ-226.

Рабочее оборудование снегоочистителя ДЭ-226смонтировано на шасси автомобиля Урал-4320, имеет свою автономную силовую систему, состоящую из дизельного двигателя 1Д12БС, шинно-пневматической муфты сцепления, промежуточного редуктора, коническо-цинидрического и цепного редукторов, а также цепного редуктора рабочего органа. Двигатель 1Д12БС с системами обеспечения (питания, смазки, охлаждения, подогрева для запуска при низких температурах, электрозапуска , пневмозапуска) монтируется на подмоторной закрытой капотом раме, которая с помощью стремянок крепится к удлиненной раме шасси.

При работе снегоочистителя однороторный двухшнековый рабочий орган, прикрепленный на специальной подвеске к лонжеронам шасси, опирается при помощи лыж на очищаемую поверхность. В транспортном положении рабочий орган поднят и зафиксирован замками гидроцилиндров в верхнем положении. Корпус рабочего органа в нижней части снабжен двумя регулируемыми по высоте лыжами, на которые он опирается во время работы.

Ротор выполнен в виде звездообразной ступицы с шестью лапами, к которым крепятся шесть лопаток. Ступица посажена свободно на вал ротора и соединена с фланцем, насаженным на шлицевой вал редуктора ротора пальцами, которые срезаются и разрывают кинематическую связь между редуктором и ротором в случае превышения расчетного крутящего момента. Ротор, статически отбалансирован, заключен в кожух, снабженный поворотным выбросным патрубком. Поворот кожуха ротора, подъем и опускание рабочего органа осуществляются из кабины водителя с помощью гидроцилиндров двустороннего действия.

Гидросистема питается от шестеренчатого насоса НШ-10, приводимого от двигателя автомобиля через коробку передач и редуктор.

Двухступенчатый, коническо-цилиндрический редуктор рабочего органа предназначен для распределения и передачи крутящего момента к шнекам и ротору, состоит из корпуса, в котором смонтированы ведущий вал, вал ротора и вал привода шнеков.

Ступица ротора посажена на свободный передний конец вала ротора. Крутящий момент от вала на ротор передается через муфту предельного момента со срезанными пальцами. При превышении допустимого крутящего момента или при попадании в ротор больших твердых предметов происходит срезание пальцев и ротор отсоединяется от вала. Вал привода шнеков вращается на роликовых подшипниках, смонтированных в стакане, закрепленном болтами в корпусе редуктора. Корпус редуктора в верхней части имеет люк для контроля регулировки зацепления конических шестерен и осмотра внутренних полостей редуктора.

Для получения необходимых пониженных рабочих поступательных скоростей снегоочистителя в трансмиссию механизма передвижения автомобиля между раздаточной коробкой и средним мостом встроен ходоуменьшитель, позволяющий получить минимальную скорость, равную 0,45 км/ч, и имеются четыре ступени передач, кроме того, возможно практически бесступенчатое регулирование числа оборотов двигателя в этом диапазоне скоростей за счет подачи топлива.

Ходоуменьшитель устанавливается на два кронштейна четвертой поперечины рамы автомобиля и крепится болтовыми соединениями на амортизаторах. Механизм ходоуменьшителя смонтирован в литом чугунном корпусе, который сверху закрывается крышкой, в которую ввинчивается заливная пробка-сапун. В нижней части имеется сливная и контрольная пробки.

Шнеки питателя выполнены взаимозаменяемыми из пустотелых труб, на которые навиты винтовые лопасти с правыми и левыми направлениями спирали, благодаря чему снежная масса транспортируется шнеками к оси машины. Вращение шнеков обеспечивается передачей крутящего момента от редуктора, рабочего органа через дополнительную карданную и цепную двухрядную передачи.

Для облегчения пуска двигателей предусмотрены раздельные подогреватели, а для дизельного двигателя привода рабочего органа - дополнительная система пуска сжатым воздухом. Чтобы поддержать необходимый тепловой режим, дизельный двигатель, топливный бак и аккумуляторные батареи снабжены утеплительными чехлами. Детали рабочего органа выполнены из морозостойких сталей с повышенной ударной вязкостью.

Гидравлическая система предназначена для подъема и опускания рабочего органа и поворота кожуха ротора. Она состоит из шестеренчатого насоса , распределителя, двух цилиндров  подъема рабочего органа, цилиндра поворота кожуха ротора, масляного бака с фильтром в сборе и трубопроводов.

Манометр предназначен для контроля давления в гидросистеме.